ГРУППА - ЗЕТА > Информационная война > ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ТЕЛЕВИЗОР: ВОРУЮТ, СТОРОЖАТ, ЛОВЯТ И СИДЯТ (18+)

ФРАЗА ДНЯ:

Добром отвечают на добро, а на зло отвечают справедливостью.
Просмотров: 34

ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ТЕЛЕВИЗОР: ВОРУЮТ, СТОРОЖАТ, ЛОВЯТ И СИДЯТ (18+)

Лексикон подворотен и притонов не выходил за пределы среды «обитания»

Одна знакомая женщина ехала в метро и читала книгу. Толстую, затрёпанную книгу — из тех, что неплохо идут в юности, но по-настоящему осмысляются только после сорока пяти. Рядом — плюхнулись юноши. Они шумели и явно требовали внимания — корчили рожи, делая селфи на фоне схемы Метрополитена. Женщина досадливо закрыла книгу — какое тут чтение? Мелькнула обложка. «Опа! «Лезвие братвы!» — крикнул парень и взоржал, аки конь.
Дело даже не в том, что молодые люди, которых всё чаще называют «жертвами ЕГЭ», пропустили ефремовское «Лезвие бритвы», а в том, что слово «бритва» в их сознании расположено много дальше, чем термин «братва». Именно в жаргонном прочтении. Браток, брателла, братаны. Впрочем, какого полёта фантазии следует ожидать от ребят, выросших на фоне песни: «Братва, не стреляйте друг друга, / Вам нечего в жизни делить»? Почему я вдруг процитировала эти строки? Я тоже их слышала. По радио. Играло в такси. Следующая песня называлась «Кореша» от группы «Лесоповал», и в припеве там было совсем уже печальное: «Что эта песня старая с подачи мусоров…». Спрашиваю поклонников «шансона»: почему вам нравится подобное творчество? Мне отвечают: оно — душевно. Про жизнь. Это — жизнь?! Это — музыкальный комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу. По телевизору — очередной криминально-тюремно-судебный боевик. Суетятся, орут, катаются по земле, целятся и выстреливают бывалые артисты. Они уже лет двадцать в теме. Вжились-вмонтировались в образы паханов, урок, фраеров, шестёрок. Другие — менты и законники — вздыхают с умным видом, цитируют статьи уголовно-процессуального кодекса, умело произносят фразу: «Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы…» И опять — вздыхают. Иные лицедеи могут уже юристами подрабатывать — профессиональные реплики от зубов отскакивают. На одном канале — воруют, на другом сторожат, на третьем — ловят-догоняют или уже сидят. На четвёртом — отсидели. Так и живём — от серии до серии. Кто — кого? И давай по новой.

Блатная «феня» стала комильфотной. На ней изъясняются не только сериальные уголовники, но и другие категории медиа-персонажей. Нет-нет, а затешется крепенькое, терпкое словцо в речь депутата или звезды шоу-бизнеса. И никто не вырезает. Потому что — ближе к человеку надо быть! Разухабисто. Широко. Вольно. К чему политес? Мы этой скучной каши при Советах накушались. Будь проще — и люди к тебе потянутся.
Когда я начинаю возмущаться вульгаризацией, «криминализацией» нынешней лексики и — современного поп-искусства, меня пытаются поддеть: «Эта пенитенциарная лирика — типичное советское наследие. В 1930-1950-х годах цвели и пахли дворовые банды с приблатнённым стилем да зверскими нравами». Следом упоминаются песни Владимира Высоцкого про «чёрный пистолет на Большом Каретном» и «наколку времён культа личности», а также — «Роман о девочках», где много воровской романтики, любви и крови. «И брат этот сделал для Леньки финку с наборной ручкой, а лезвие — из наборной стали, из напильника. И Ленька ее носит с собой…»
Вот вам и «лезвие братвы» для равновесия. Да. В Советском Союзе бытовал тюремно-хулиганский жанр — сии «канцоны» распространялись в магнитофонных записях и никогда не транслировались по радио. Лексикон подворотен и притонов не выходил за пределы среды «обитания». Точнее, это допускалось в самом крайнем случае. К примеру, если создавался фильм о поимке и наказании преступников. Но и там всей этой «фени» было по минимуму. В «Джентльменах удачи» высмеивался опознавательный словарь зоны. Акцент — «нехороший человек — редиска». Оно и запомнилось.
В «Бриллиантовой руке» героиня Светланы Светличной томно цедит: «Хаза — ксива-…гонорар». То есть происходит намеренное смешение двух противоположных языковых систем. В культовой картине «Место встречи изменить нельзя», конечно, проскальзывает жаргон и явлена общая атмосфера послевоенной уголовщины. Звучат в кинофильме и блатные мотивы, но — фрагментарно. И по сути — возможно ли представить какую-нибудь «Мурку» в передаче «Рабочий полдень» при том, что саму легендарную песенку знали почти все? Мы были в курсе, но кто сказал, что оно должно считаться частью народной традиции? Почему же современные культур-треггеры так плохо думают о народе?
Блатной стиль-жанр-вокабуляр — это всего лишь одна из граней проблемы. Уже в конце 1980-х началось постепенное снятие табу и размывание правил. Это касалось всего — в том числе языковых норм. Проникновение жаргона, не литературных и непечатных оборотов шло быстро. Лавинообразно. Динамично. Параллельно с этим педалировалось упрощение «контента» и — снижение планки. Ведущие на радио и ТВ становились этакими рубаха-парнями и свойскими девочками. Облегчение смыслов. Урезание «сложных» текстов. Много картинок и превращение читателя …в листателя. Междометия вместо слов — всепоглощающее «вау!». Трёхаккордная музычка. «Приветики всем радиослушателям!»
Ближе, ещё ближе к народу! Нравься массе! Будь одной из них, а не Снежной Королевой, которая свысока зачитывает программу передач. Нам говорили: так положено в цивилизованном мире! Нет, господа. Цивилизация — это окультуривание, а не опускание. Подтягивание к высшему образцу, а не потакание простецким вкусам. Получился замкнутый цикл: массы любят «попроще» — медиа подстраиваются — массы получают подтверждение: «Мы делаем, думаем, говорим правильно!» А кто — неправильно? А вон те — чересчур умные в очках. Или без очков — неважно.
Вот — новостной портал. Пишут, что некий функционер предложил (цитирую) «набить морду» одному знаменитому футболисту. Играть не умеет. Живо представится двор 1950-х. Мальчики в кепочках-малокозырках, в майках и сатиновых шароварах. Решают побить кого-то. Здесь и «морда» годится. А почему это словечко попадает в СМИ, да ещё и на первую страницу Яндекса?
Пацанство — культивируется и поддерживается. Оно — удобно. Пацан — хороший покупатель и доверчивый потребитель реклам. Он жадно ловит всё, что доносят ему из «ящика» — надо кушать такие-то продукты, стремиться вот к этим образцам, побольше заниматься сексом и поменьше думать. Потому как думающий — это… Правильно, дурной покупатель. Посему — впитывай сериалы со стрельбой и кровищей, хрусти чипсами, прихлёбывай пивко. Там — в телевизионном зазеркалье — такие же, как ты. Говорят на твоём языке, копируют твои жесты, знают все твои тайны. Пацан, сиди ровно. Не бойся. Никто не придёт с указкой и учебником. Пичкать — запрещено.
Современные СМИ напоминают певуна-учителя из «Республики ШКИД», голосившего про курсисток и медичек. Ученикам — нравилось. Они даже устроили «большую бузу», когда халтурщика изгнали из стен заведения. Распевать шальные куплетики — весело и просто. А учиться и постигать — муторно. Долго. Сложно. Поэтому и куются новые поколения «простых пацанов», коим нравятся такие же простые движения. Их формирует не улица, как раньше, но официальный канал ТВ.
Среди современной интеллигенции принято вышучивать «гопоту» — маргинальную прослойку молодёжи, которая сидит на корточках, лузгает семечки и пьёт пиво из пластмассовых баклажек. Их отцы — спились или сбежали. Досиживают третий срок за поножовщину в пьяном виде. Умерли под забором. Их матери — толсты, горласты и в засаленных, цветастых халатах. Выходят в тапочках на улицу — посидеть на лавке. Наворачивают столовыми ложками «Оливье». Дома — ковры, покусанные молью да кадка солёных огурцов — из деревни.
Девушки — одутловаты и плаксивы. Предпочитают леопардовый принт и селфи на фоне всё того же ковра. Мечтают «про любовь», носят хищный маникюр на обломанных и обкусанных ноготках. Жизнь — безнадёжный морок на фоне ржавых гаражей и протекающих стен. А кому-то — весело. Например, кумир офисных денди — Сергей Шнуров создал ироничную песню «Вип», на базе которой был снят очень талантливый, сочный видеосюжет, больше напоминающий короткометражку. В кадре — небольшой городок или затрапезный район мегаполиса. С барахолкой и хрущобами. Тотальная безнадёга. О чём речь? Отношения-сношения гопника и смазливой девочки из разряда «простолюдинка-на-гламуре». Другие — копошатся в грязи и бедности. У них нет выбора. И — выхода. Кому-то смешно.
Закономерный вопрос: те медиа-боссы, что популяризируют, внедряют сериалы про бандитов и песни о зоне, сами-то их вкушают? А своим детям — позволяют наигрывать «Мурок» на импортном пианино? Или «низовой жанр» — для «быдла», а себе — билет на балет? Себе — разговор о Берроузе и Паланике, а биомусору — песни про Владимирский Централ? Они верят, что смогут отгородится в своих элит-курятниках на Пречистенке или — за высокими заборами рублёвских вилл? Посеешь ветер — пожнёшь бурю. Выливаешь в эфир помойку — захлебнёшься в ней сам.
Гадишь в Ноосферу — получишь сдачи. Но почему-то не все это понимают. Год назад жители престижного обиталища близ Патриарших прудов решили возмутиться — они дружно высказались в «защиту тишины» под своими окнами. Мол, надоела «саранча из Бирюлёво», которая видите ли, наезжает гулять под господскими окнами. Мы тут — под музыку Вивальди думу думаем, а они там — звуки хамские производят. Истерично вещалось о «социальной однородности» прудо-жителей и невозможности существовать рядом с гуляющим «плебсом».
Это откровение возмутило, помнится, всех — и патриотов, и либералов, ибо содержало неэтичный посыл. Однако социал-дарвинистские замашки всяких рестораторов и декораторов — полбеды. Вся эта «конкретная братва» — взрывоопасна и жестока. Её такой воспитали. Состряпали. Ей дали возможность не развиваться. Она — братва — очень выгодна и удобна, даже смешна, пока сохраняется относительная стабильность. Но не дай Бог, что случится и мы все — и правые, и левые — напоремся на острое, дикое «лезвие братвы».

http://www.km.ru/category/persony/galina-ivankina

ЛИДЕРОМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ОСТАЕТСЯ ГОВОРЯЩАЯ ЖОПА

Больше половины (54%) молодых жителей России в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают узнавать новости на Первом канале. Об этом свидетельствуют данные соцопроса, который на своем сайте приводит «Левада-центр».
Главным источником новостей для россиян среди телеканалов является Первый (72% опрошенных), на втором месте идет «Россия-1» (46%), замыкает тройку НТВ (40%). Чаще всего новости на Первом смотрят россияне в возрасте от 40 до 54 лет (76%).
Вот, так сказать, и «ключ от всех дверей» — мы можем сколько угодно говорить о сокращении влияния телевизионной пропаганды, но большинство все равно черпает информацию о мире из этого мутного источника. Это при том, что доступность интернета в сегодняшней России практически абсолютная. Но, судя по всему, рядовой россиянин пользуется всемирной сетью для чего-то иного, но никак не для повышения своего интеллектуального уровня.
Да и зачем? Ведь так жить проще.
Когда-то СССР называли «самой читающей страной» в мире. Сейчас это уже давно не так. Я ж помню, что в столичном метро по утрам почти все читали газеты. Сейчас практически никто. Еще реже встретишь человека с книгой. Зато довольно много людей пялятся в гаджеты, но они не читают — играют в основном, кто-то смотрит кино, еще реже соцсети.
Но соцсети не могут заменить полноценных медиа. Но могут их вытеснить из массового сознания.
Тут в чем особенность — масс-медиа в интеренете итерактивны, то есть вы, как на ФОРУМе.мск, можете отреагировать на новость, даже вставить в обсуждение свои «семь копеек». Но повестку дня формирует здесь не сам читатель, а некая профессональная или не очень профессинальная команда — вы можете ей доверять, можете не доверять — это вопрос выбора.
В соцсетях и повестку дня, и мотивы обсуждения формируют исключительно сами пользователи. Это та степень свободы, которая уничтожает сам предмет, о свободе которого идет речь — уничтожает массовую информцию, заменяя ее индивидуальной. А это не одно и то же.
Собственно, пролема старая, описана еще Гончаровым в «Обыкновенной истории», где дядюшка предлагает Адуеву, который мечтает напечатать что-то эдакое в толстом худоественном журнале — сделать статью для журнала «Коневодство». И то, и другое — журнал, и то, и другое — статья… И то сказать, и «Война и мир», и телефонный справочник — книги, в том смысле, что напечатаны буквами на бумаге и сброшюрованы.
Тут тоже самое — и ФОРУМ.мск, и ваша страничка в ЖЖ носят одно и то же название «сайты». Но на этом сходство и заканчивается.
Это все связывается с примитивизацией общества, конечно. Хорош или плох был СССР, но в то время существовали СМИ реально мирового уровня — это газета «Правда» и не сильно от нее отстававшие «Известия Советов народных депутатов», это Телеграфное агентство Советского союза (ТАСС) — самое большое и мощное новостное агентство в мире. Газеты «Труд» и «Аргументы и факты», имевшие максимальные в истории человечества тиражи. Существовала неведомая Европе и Америке культура толстых журналов.
Телевидение, кстати, на мировой уровень не выходило, оставаясь, так сказать, для внутреннего употребления. Отсюда и снобизм пишущих журналистов по отношению к снимающим.
Сегодня ситуация кардинально поменялась — мировые СМИ в России уничтожены, то есть сведены до нижайшего уровня. Сегодня какая-нибудь турецкая «Миллиет» даст сто очков форы нашим лидерам печатного станка… «Ведомости», которые напоминают мне «настоящие американские джинсы», пошитые в Твери.
Собственно, место «письменных» СМИ должны были занять интернет-медиа, но не заняли — культура изменилась, читать перестали настолько, что писать стало не интересно. Именно поэтому с улучшением линий связи видеоблоги стали куда популярней письменных страниц.
Но разве может канал на Youtube конкурировать с Первым каналом?
Текст — может! Даже текст, написанный буквально на заборе, если это Текст с большой буквы. Но, увы, его стало некому прочесть. Разве что подслеповатые бабушки станут растолковывать полуграмотным внукам значение слова «отнюдь».
Зато любая говорящая жопа на следующий же день становится «лидером общественного мнения».
Комментарии на ФОРУМе.мск это все показывают с полнейшей наглядностью. Массовый читатель уже перестает понимать полутона и нюансы, он даже за основной линией следит со все большей натугой. Но это «последние из могикан» массового чтения. Общество все больше и больше привыкает «зырить».
Это, конечно, осознанная политика, стадом куда проще управлять, чем обществом. И за 25 лет, прошедших с тех времен, когда государство все еще пыталось тянуть общество вверх, массы очевидным образом поглупели. И это очень плохо, потому что у дураков нет будущего.

Анатолий Баранов

http://forum-msk.org/material/

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Сохранить в:

  • Twitter
  • email
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • News2
  • RSS

Добавить комментарий

Gruppa-Z © 2014